Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Кто такой социальный предприниматель и чем социальный бизнес-проект отличается от «обычной» коммерции? Ответы на эти вопросы из теоретической плоскости могут перейти в практическую: в настоящее время активно формируется инфраструктура сферы, поддержке социального бизнеса все больше внимания уделяют государственные и муниципальные власти. В этой связи в экспертном сообществе высказываются мнения о целесообразности разработать формализованную и прозрачную процедуру присвоения официального статуса социального предпринимателя (сертификацию).
Эксперты Фонда «Наше будущее» изучили лучшие зарубежные образцы сертификации социального бизнеса. Как показало исследование, оптимальным на сегодняшний день является комплекс формализованных критериев, который действует в Великобритании. Британское законодательство предусматривает для социальных предпринимателей специальный юридический статус («компания, действующая в интересах общества»).
Станислав Заботин, руководитель дирекции разработки программ Фонда «Наше будущее»:
«Британский опыт показывает, что сертификация дает социальным предпринимателям ряд существенных преимуществ. Во-первых, сертификация позволяет идентифицировать социальный бизнес. Во-вторых, продукция такой компании получает специальную маркировку, благодаря которой товар становится легко узнаваемым и приобретает дополнительную ценность в глазах многих покупателей. В-третьих, сертифицированный предприниматель может на особых условиях воспользоваться помощью профильных консультантов по маркетингу, финансам, PR».
По свидетельству английских экспертов, у сертификации есть и ряд других преимуществ. Например, коммерческие компании в рамках своих программ корпоративной социальной ответственности (КСО) намного охотнее прибегают к услугам сертифицированного социального бизнеса. Так, недавно британский UBS-банк заказал у социального предпринимателя, трудоустраивающего инвалидов, услуги на 100 млн фунтов. Банк среди прочих конкурентов отдал предпочтение сертифицированной социальной компании, что позволило одновременно достичь целей, поставленных в рамках КСО банка, и решить текущие коммерческие задачи компании. По мнению специалистов Фонда «Наше будущее», такая схема вполне может быть повторена и в России. Кроме того, в нашей стране сертификация могла бы помочь обеспечить доступ продукции социальных предприятий на полки федеральных торговых сетей.
В Великобритании сертификацией социального бизнеса занимается частная компания Social Enterprise Market. Ее специалистами разработан набор четких критериев определения социального бизнеса. В частности, чтобы считаться социальным предпринимателем в Великобритании, необходимо прописать социальную миссию в уставных документах, использовать прибыль и активы компании только в социальных целях и обеспечивать не менее половины дохода за счет коммерческой деятельности, а не грантов или субсидий.
В настоящее время эксперты Фонда «Наше будущее» занимаются разработкой российских критериев социального предпринимательства и процедуры сертификации. При этом, наряду с собственными наработками, основанными на анализе отечественного законодательства и деловых практик, экспертами используется опыт британской сертификации. Специалисты Social Enterprise Market оказывают коллегам из Фонда «Наше будущее» необходимую помощь. Предполагается, что сертификацию социальных предпринимателей в России будет осуществлять независимая негосударственная структура.
Станислав Заботин, руководитель дирекции разработки программ Фонда «Наше будущее»:
«Мы не хотели бы полностью копировать британскую методику. На наш взгляд, она должна быть переработана с учетом российского правового поля и деловых практик. Для этого мы планируем привлечь к обсуждению методов сертификации самих социальных предпринимателей. Цель наших усилий – способствовать формированию полноценной инфраструктуры социального бизнеса в России: с множеством игроков – в самых разных отраслях, продвижении товаров в крупнейших торговых сетях, единое маркетинговое продвижение и, своего рода, культура массового потребления продуктов и услуг, предлагаемых социальными предпринимателями».
Для апробации процедуры сертификации при содействии Фонда «Наше будущее» компания Social Enterprise Market провела тестовую сертификацию 10 российских социальных предприятий. В их число вошли Некоммерческое партнерство «Коломенский центр развития познавательного туризма “Город-музей”», «Горький Хостел», «Социальный гериатрический центр “Опека”», Туристическое агентство для инвалидов «Либерти» и другие.
Предполагается, что российская программа сертификации социального предпринимательства, разработанная Фондом «Наше будущее», будет представлена широкой общественности в середине мая. Процесс сертификации, как ожидается, будет запущен со второго полугодия 2015 года.