В Якутии репутация важнее дохода: советы бизнесмена, пережившего три кризиса
19 января 2016 г.
Он в бизнесе уже 22 года. Пережил три финансовых кризиса, а свой первый кредит взял под 270% годовых. Николай Румянцев — о том, как оставаться на плаву, несмотря ни на что.
В 1992-м, потеряв работу после развала Союза, молодой буровой мастер из Намцев Николай Румянцев переквалифицировался в брокеры. Закончив соответствующие курсы при Азиатско-Тихоокеанской бирже, устроился в компанию «Сахаагроброкер».
- Наблюдая за работой биржи, я обратил внимание, что самым продаваемым лотом были автомобили УАЗ: в ходе торгов их цена удваивалась. Это меня заинтересовало. Вскоре руководство компании командировало меня на Ульяновский автозавод. В то время на бывшее военное предприятие, принадлежащее государству, попасть было не так-то просто, но мне удалось. Проведя там 1,5 месяца, я познакомился с нужными людьми, договорился о поставках и вернулся в Якутск уже на авто.
Поначалу мы продавали машины через биржу. Гоняли сами: бывало, что за месяц я успевал побывать в Ульяновске трижды. Зато опыт приобрел богатейший: в 1995-м пригнал из Риги свою первую иномарку, а еще через год всего за 10 дней добрался до Якутска из Германии на «Гелендвагене». В 1993-м открыл собственную фирму, которую назвал «КОЛМИ» - сокращенно от моего имени и имен родителей: Коля, Мария, Иннокентий.
Вместе со мной работали 10 человек. Мы были молоды, ничего не знали о том, как вести бизнес, но горели своим делом, энтузиазма было не занимать. По-английски «call me» обозначает «позвони мне», что мы сочли удачным совпадением. Эмблему фирмы — красно-бело-синий круг — сознательно сделали напоминающей логотип «PEPSI». В то время эта газировка была мега-популярна, ее реклама была везде и бросалась в глаза. Кроме того, тогда был очередной всплеск патриотизма в стране, и наша эмблема была выполнена в цветах российского флага.
Однако даже в те годы голого энтузиазма было мало: на раскрутку нужны были деньги. Свой первый кредит я взял в 1994 году под беспрецедентно высокую процентную ставку — 270% годовых! Мы вынужденно согласились на такие дикие условия, но свирепствовавшая тогда инфляция сыграла нам на руку: за то время, пока авто шло до Якутска, оно дорожало на глазах. Тот год мы отработали практически «в ноль», но кредит банку вернули вовремя.
Через год взяли еще один займ — его нам дали уже под 150%, как надежным клиентам. Отдали вовремя, как и в первый раз, заработав нечто более важное, чем деньги — репутацию. Это придало уверенности в своих силах. Мы работали как заведенные, без определенного графика и выходных, частенько шли на риск — по-другому никак: за душой ничего не было.
90-е годы были временем становления предпринимательства в России. Заниматься бизнесом было интересно и опасно одновременно. Что такое бандитизм и почему эти годы называли «лихими» и «смутными», я знаю не понаслышке. Однажды к нам пожаловали двое гостей с Кавказа: один с «пушкой», другой — с ножом-бабочкой. Я получил рукояткой ствола в висок, а потом дуло пистолета уперлось мне в лоб. Братки требовали денег, угрожали застрелить и выбросить труп из окна. Мне повезло: я не поддался панике, а выйти из ситуации невредимым и не потерять деньги помог случай. Свидетелями разборок стали две семьи с детьми, случайно появившиеся в коридоре. Бандиты на такой поворот событий не рассчитывали и ретировались.
Вторая стычка с криминалитетом произошла на базе отдыха в Ульяновске — мне к горлу приставили нож. Мой друг, боксер Сергей Тихонов, сбил нападавшего с ног, а я накинулся на второго рэкетира с первым попавшимся под руку тяжелым предметом — табуреткой. Бандиты побежали за подмогой, а мы в чем были, даже не обувшись, убежали в лес и отсиживались там до глубокой ночи.
Кризис — непростое время для всех, а для предпринимателей в особенности. Лето 1998-го, когда буквально за неделю курс доллара взлетел с 5 до 30 рублей, я запомнил надолго. В то время мы решили завозить стройматериалы: гипсокартон, кафель, профили — Якутск захлестнула мода на «евроремонт». Я заключил договор поставки с компанией из Латвии на 80 тысяч долларов (400 тысяч рублей). Слава Богу, что внес 50-процентную предоплату — 200 тысяч. Через 5 дней доллар взлетел, а вместе с ним и сумма договора, заключенного в американской валюте. Вторая половина контракта «потянула» уже на 1 млн 250 тысяч рублей и повергла фирму в глубокий минус — мы не только ничего не заработали, но и потеряли около полумиллиона на этой сделке. Больше на ниве купли-продажи стройматериалов не экспериментировали.
Пришлось фактически начинать с нуля. Помогло то, что пару лет назад мы открыли сеть автозаправок, которые приносили стабильный доход. Это и позволило выжить — мы снова взяли кредит и начали восстанавливать бизнес. Паники не было: мы знали, как заработать деньги, что нужно не стоять на месте, идти вперед. Однако, более-менее стабильно, без заемных средств, мы начали работать лишь в 2002 году.
От заправок, кстати, впоследствии тоже пришлось избавиться: бензин закупали танкерами, иначе его транспортировка нерентабельна, а это большие деньги, которые нужно было откуда-то отвлекать. Поэтому в какой-то момент мы приняли решение вернуться к тому, с чего начали, — торговле машинами.
2008 год, когда мировая экономика пошатнулась, для России в целом и для нас в частности прошел практически безболезненно — кризиса мы не почувствовали. А вот 2015-й стал, пожалуй, самым тяжелым в моей карьере. Этот кризис ударил по нашей стране сильнее всего: санкции, скачки курсов валют, падение цен на нефть — все это вместе привело к замедлению оборота средств. Люди заняли выжидательную позицию, бизнес тоже замер. А когда в компании работают 150 человек, перед которыми у тебя есть обязанности, это непросто вдвойне. Несколько месяцев мы отработали в минус, но выстояли, и это главное. Думаю, 2016 год тоже будет непростым, но, по крайней мере, мы уже знаем, чего ждать.
Главные ошибки предприниматели совершают, когда появляются первые большие деньги. Они начинают расширять бизнес или вкладываться в новые для себя сферы деятельности. Этого делать не стоит — распылив силы, сложнее уследить за всем и не потерять в качестве. Если расширяться, то постепенно, и во главе каждого нового направления ставить надежных, проверенных людей.
Для меня самое важное — чтобы у человека был огонь в глазах. Если вчерашний студент приходит устраиваться на работу и первым делом спрашивает про зарплату, нам не по пути. Как правило, за 2 месяца испытательного срока становится понятно, что человек из себя представляет, и сработаемся ли мы.
В Якутии, да и во всем мире, для бизнесмена репутация важнее дохода. Если будете думать только о том, как заработать побыстрее и побольше, далеко не уедете. Сначала ты как минимум года три работаешь на имидж — свой и предприятия: создаешь кредитную историю, выстраиваешь отношения с банками, партнерами, поставщиками и клиентами, которые всегда правы. Помнить об этом нужно всегда: не будет клиентов — не будет денег. Никогда не унижайте подчиненных — это не красит руководителя, не ставьте себя выше других и работайте, работайте, работайте. А еще нужно быть добрым — я всегда говорю, что доброта спасет мир. Все это плюс немного удачи — и вы 100% добьетесь поставленных целей.
Я часто слышу выражение: «Эта ниша занята». Не нужно этого бояться — если будешь хорошо работать, в любой нише место найдется. В 90-е мы не знали, как и с чего начать, ни разу не выезжали за пределы Якутии, ни о какой логистике даже речи не шло. Сегодня все проще: есть программы по поддержке начинающих предпринимателей, а в интернете — море литературы по любым вопросам. Главное не лениться.
Продажа авто — это непростой бизнес, а быть официальным дилером — большая ответственность. Особенно если речь идет о Якутии с ее расстояниями и сложной транспортной схемой. Три месяца в году пропадают из-за отсутствия переправы, но на покупателях это отражаться не должно. А значит, на этот период нужно иметь запас, что не слишком удобно и технически, и финансово.
Как реагировать на неудачи в бизнесе? Главное — не паниковать. Нужно проанализировать ситуацию. Что ты сделал не так: не до конца изучил рынок, привез некачественный товар, связался не с теми людьми? Найдя причину, «затянуть пояса», оптимизировать расходы, сделать все, чтобы ошибка не повторилась в будущем и продолжить работать. После черной полосы всегда идет белая — этот закон работает и в бизнесе.