Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Главной темой обсуждения участников конференции, среди которых были представители правительства, бизнеса, а также зарубежные эксперты в области обращения с отходами, стали изменения в законодательстве в связи с принятием Федерального Закона №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», утвержденного в конце 2014 года.
По словам заместителя директора департамента государственной политики и регулирования в сфере окружающей среды и экологии Минприроды РФ Николая Нефедьева, новый закон касается интересов всех граждан РФ. Законодательные нормы не носят законченный характер, многие положения требуют уточнений в виде подзаконных актов. План по реализации закона включает 33 постановления правительства, которые будут исполнять Минприроды РФ, Минстрой, Федеральная служба по тарифам и другие федеральные органы.
Новые нормы неоднозначны и дискуссия по ним между представителями власти и бизнеса продолжалась пять лет. По мнению предпринимателей, в итоге все спорные вопросы были отнесены к компетенции правительства.
Одной из новелл нового закона стало введение лицензий на осуществление любой деятельности по управлению отходами. Проблема в том, что в России практика лицензирования переработки отсутствовала вообще, правоустанавливающие документы в этой области не разработаны. Крупный бизнес, возможно, успеет получить в короткие сроки необходимые лицензии для осуществления деятельности, но что ждет коммунальный бизнес?
По мнению Андрея Якимчука, введение лицензирования - это регресс, откат в индустриальную эпоху. С его принятием тут же возникнет и коррупционная составляющая - продажа лицензий и актов проверки. Две других новеллы закона - создание регионального оператора и фонда финансирования отраслевых проектов - тоже вызывают вопросы, к примеру, появление регионального оператора позволит монополизировать региональный сектор.
Основной плюс нового закона – это введение запрета на захоронение несортированных отходов. Это та норма, которую так долго ждал бизнес. Но необходимость сортировки прописана в законе не прямо, а косвенно, в составе переработки. Андрей Якимчук считает, что термин «сортировка» необходимо более четко прописать, кроме того, отрасль нуждается в существенном техническом изменении, поэтому необходимо как можно скорее принять ряд подзаконных актов, описывающих обязательный процесс захоронения отходов, процесс сортировки и процесс строительства современных безопасных полигонов.
Для того, чтобы доработать закон, генеральный директор «Эко-система» предложил, прежде всего, постановлением правительства ввести отсрочку на введение лицензирования. Затем установить четкую очередность введения нормативных актов - прежде всего, принять акт, регулирующий и описывающий деятельность фонда, на какие средства он формируется, затем норму, регулирующую деятельность регионального оператора, описывающую требования к нему и процедуру конкурса и расчетов. А затем уже акт, вводящий лицензирование, но как норму отсроченную, чтобы успели подготовиться все участники рынка.