Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Официально в свою должность Айталина Соколова вступила 05 декабря 2013 года. Минувшие восемь месяцев прошли в командировках, встречах и обработке поступающей информации.
На основании устных и письменных обращений выявлены основные проблемные направления: 22% предпринимателей обращают внимание на нарушения при оказании государственных и муниципальных услуг, 19% - отмечают нарушения органов исполнительной власти при распоряжении имуществом, 13% - указывают на нарушения при проведении проверок.
Всего поступило 111 обращений, из которых 84 отработаны, 27 находятся в работе. Но это всё статистика.
- Айталина Валерьевна, какое представление о состоянии предпринимательства в республике у вас сложилось за прошедший период работы?
- За прошедшее время работы неоднократно выезжала в командировки и отметила, что чем дальше от Якутска, тем сложнее открыть собственное дело. Причин этому несколько: во-первых, ограниченность рынка сбыта. Чем дальше, тем меньше население в деревнях и селах, значит меньше оборотных средств. При этом нагрузка на бизнес и прочие требования такие же, как для предпринимателя в Якутске, а по коммунальным и транспортным расходам намного выше. Второе – законодательная база довольно размыто трактует некоторые полномочия муниципалитетов, к сожалению, не всегда в пользу мелкого предпринимателя. Для такого бизнеса должен быть очень гибкий механизм поддержки так, чтобы и население обеспечить всем необходимым и чтобы предприниматель окупал расходы.
- Какова ситуация с развитием предпринимательства в северных районах? Есть информация, что в нынешнем году в Якутске и ряде северных районов не было зарегистрировано ни одного нового ИП.
- Не думаю, что гнаться за количеством в данном случае будет эффективно. Если говорить о северных районах, то говорить о бурном росте количества предпринимателей вообще нереально. Лучше сконцентрировать усилия на тех, кто сейчас реально работает, во всяком случае, можно сохранить то, что уже есть. Ну, это мое личное мнение…
Бизнес выполняет важную социальную роль, оказывая необходимые для населения услуги, тот же завоз продуктов питания. Во многих селах всё это лежит на плечах предпринимателей. Если они прекратят свою деятельность, заменить их там будет некому. Кроме этого, предприниматель – это самозанятый человек, учитывая факт того, что в районах рабочих мест не так уж и много.
- В этой связи, какие меры поддержки необходимо применить для развития предпринимательства?
- Существующие меры поддержки универсальны в плане того, что одинаковы для всех предпринимателей независимо от того, где находится его бизнес. Основные направления, где людям можно помочь – это упрощение и удешевление процедуры тех. присоединения, снижение коммунальных расходов, снижение или обнуление налогов на период с момента открытия бизнеса до выхода его на стадию самоокупаемости. Любой бизнес не приносит прибыль сразу же. Первое время он требует только вложений. Рентабельным бизнес становится в среднем через два, а то и больше лет. На селе это становится большим обременением, ведь там рынок очень ограничен, людей меньше, оборот меньше. Кроме этого необходимо проработать механизм компенсаций, например, по транспортным расходам. Есть районы, куда невозможно добраться, только в зимнее время. Овощи и фрукты доставляются самолетом. Однако для предпринимателей, которые смотрят вперед, надо искать новые возможности. С введенными санкциями приоритеты резко поменялись, нужно использовать этот ресурс.
- Как проводят свою работу координационные советы по предпринимательству? Насколько объективна их работа по предоставлению грантов?
- Я слышала, такое мнение, что мол, в советах только и делают, что раздают гранты своим людям. Не исключаю, что такое может быть, здесь невозможно абсолютно все действия регламентировать. Человеческий фактор исключить никак нельзя. Тем не менее оценка деятельности советов и, вообще, мер поддержки зависит от того, какой эффект дали предоставленные средства. За это надо отвечать, иначе нет смысла государству выделять средства. Для многих глав муниципалитетов это очень важный момент. Их по голове не погладят, если за период их работы эффекта от грантов на местах не будет.
Другое дело, что в районах к формированию координационных советов подходят очень бюрократично. Туда включают, прежде всего, представителей контролирующих структур и получается, что в совете из 15 человек может быть всего один предприниматель, при этом ограничений по количеству членов совета нет. Вот и выходит, что бизнес стоит отдельно, власть –отдельно. Вроде на одной земле, а в разных комнатах живем….
Предприниматели привыкли к тому, что администрация к ним обращается только тогда, когда нужны деньги, скажем, на проведение какого-либо мероприятия. Из этого вытекает позиция общаться с ней реже. Но надо понимать, что участие в совете или любой другой общественной площадке – это возможность для обсуждения многих вопросов и продвижения общественных инициатив.
Есть и психологический момент: если сам не участвуешь, значит там ... А как входишь в состав, понимаешь, что тут нужно работать. Участие предпринимателей в совете важно для оценки реальности бизнес-проекта, насколько он будет рентабелен в жизни, не только на бумаге. Со стороны своего предпринимательского опыта бизнесу легче это оценить, а чиновник будет следить за соответствием законодательству.
- В этом свете поддержка начинающих предпринимателей грантами необходима?
- Да, конечно, грантовая поддержка необходима. В любом случае поддерживать частную инициативу надо, чтобы люди больше вовлекались в самозанятость. Также важно качественное развитие, реальное производство, технологичные виды бизнеса, аутсорсинг, франшиза и т.д.
- В чем заключается преимущество решения споров через омбудсмена?
- За прошедшее время институт омбудсмена по защите прав предпринимателей доказал свою состоятельность, отработаны все механизмы и порядки по работе с жалобами и обращениями. Все составляющие общественного участия бизнеса в защите своих законных интересов проработаны, еще конечно предстоит не мало сделать, но старт дан, есть не один десяток историй успеха защищенных прав предпринимателей. Большая часть полномочий уже активно реализуется, здесь мне помогает команда наших юристов и адвокатов, общественных омбудсменов. Все шаги тщательно продумываются, анализируются и только после детальной проработки принимаются решения, как действовать в защиту бизнеса. С нами уже считаются, обращение омбудсмена к органам власти принимается в особом порядке. Если официальный запрос от частного лица, рассматривается в течение 30 дней, то обращение омбудсмена обязаны рассмотреть в течение 15 дней. А это фактор времени, который очень важен для предпринимателя. И здесь нам очень помогает прокуратура республики, серьезное внимание со стороны контролирующего органа вопросам защиты бизнеса уже ощутили предприниматели не только города Якутска, но и из районов республики.
Тимофей ЕФРЕМОВ