Информационные сайты:

ФРМП РС(Я)

Гид предпринимателя:

Календарь событий:

ЯНВАРЬ 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Екатерина Кормилицына: «Якуты умеют обращать в свою веру»

1 августа 2013 г.

В Якутии, самом большом субъекте федерации, занимающем пятую часть России, туризм развивается вот уже пятьдесят лет, что, по российским меркам, конечно, немного. Однако в масштабах Дальнего Востока это показатель внушительный.

Богатая полезными ископаемыми Якутия в последние годы вплотную занялась своим не менее богатым туристическим потенциалом. О сложностях, с которыми приходится сталкиваться, развивая туризм при сверхнизких зимних и таких же, но со знаком «плюс», летних температурах, в эксклюзивном интервью сайту Strana.ru рассказала министр по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Екатерина Кормилицына.

С Екатериной Ивановной мы встретились в начале июля на палубе теплохода «Михаил Светлов», который на несколько дней стал основной площадкой для дискуссий, проходивших в рамках промо-тура «Туристский форсайт Якутии». Промо-тур, объединивший более ста участников из разных стран: известных журналистов, топовых российских тревел-блогеров, экспертов в области туристического маркетинга, а также представителей власти и бизнеса, лишний раз подтвердил всю серьезность намерений руководства региона. На повестке дня сделать Якутию одним из самых популярных и привлекательных туристических направлений.

- Екатерина Ивановна, складывается ощущение, что Якутия, несмотря на богатейшие природные ресурсы, все-таки делает ставку на событийный туризм. Что ни месяц, то национальный праздник или фестиваль.

- Невероятно, но факт: по популярности событийного туризма Якутия занимает второе место после Подмосковья. В любое время года в республике есть что посмотреть: у каждого сезона своя туристическая программа. Например, зимой проходит фестиваль «Зима начинается с Якутии», летом, в разгар белых ночей, — национальный праздник Ысыах. Год от года туристов становится все больше. Понятно, что в сырьевой республике туризм как отрасль экономики не может быть главенствующей. Но, безусловно, она в приоритете, тем более что сферы эти взаимосвязаны. Так, во второй половине сентября в Якутии мы планируем провести «Бриллиантовую неделю», партнером которой станет компания «Алроса». На все время проведения мероприятий доступ на заводы Якутска, где производят ювелирные украшения, будет открыт. Уникальность «Бриллиантовой недели» состоит в том, что при других обстоятельствах посетить упомянутые заводы просто невозможно. В предыдущие годы аналогичные недели носили, скорее, промо-характер, но уже в 2013 году программа будет значительно расширена.

- Какие еще события могут привлечь потенциальных туристов?

- Спортивные. Раз в четыре года в Якутии проводятся крупномасштабные Международные игры «Дети Азии», участие в которых принимают тысячи детей, в том числе, из таких стран, как Иран, Япония, Китай и Индия. А начиная с этого года, в республике отмечается День реки Лена. Эксперты в области брендирования провели исследование и выяснили, что узнаваемость и позитивное восприятие Якутии основывается вовсе не на алмазах, а на реке, которую мы сами уважительно и ласково называем «матушка Лена». В перспективе планируется создание музея, посвященного реке.

- Как это часто у нас бывает, все упирается в главный вопрос: как добраться. Цены на авиабилеты кусаются, да и на поезде до Якутска не доедешь.
- Потенциал у республики огромный, поэтому недаром программа, рассчитанная до 2020 года, называется «Стратегией развития индустрии туризма» — с акцентом на слове «стратегия». Правительство республики создает все условия для развития туристической отрасли, и уже сегодня мы отмечаем положительную динамику в показателях количества туристов, посещающих Якутию. Так, в 2012 году республику посетили порядка 160 тысяч гостей, тогда как пять лет назад эта цифра едва доходила до 60 тысяч. Не буду скрывать, что развивать инфраструктуру для массового въездного туризма в таких непростых условиях, как наша, — задача не из легких. Однако ежегодные почти 10% роста позволяют нам с оптимизмом смотреть в будущее. Ведь этот ежегодный прирост был достигнут, в том числе, благодаря развитию инфраструктуры. Расстояние от Москвы до Якутска составляет больше восьми тысяч километров, а цены на авиабилеты, как вы правильно заметили, кусаются. Тем не менее, в этом направлении уже есть определенные сдвиги –сегодня активно обсуждается вопрос о налоговых льготах при перелете в Якутию. Еще один важный показатель — открытие в прошлом году в столице республики нового международного аэропорта. Уже в декабре года текущего в Якутск придет железная дорога, а еще через три-четыре года станут возможны пассажирские железнодорожные перевозки. Не стоит забывать и о круглогодичной федеральной трассе «Колыма», которая является одной из ключевых автодорог Дальнего Востока России.

- Да, но инфраструктура — это не только транспорт.

- Согласна. Поэтому, помимо того, что с этого года Якутск становится крупным железнодорожным узлом, строятся современные отели, улучшается качество обслуживания, привлекаются молодые специалисты. Конечно, о массовом турпотоке речи пока не идет. Однако тот факт, что сегодня к нам приезжают не только жители России, но также европейцы и гости из азиатских стран, таких как Китай и Южная Корея (всего около пяти тысяч иностранцев в год), позволяет говорить о том, что мы движемся в правильном направлении.

- Как вы думаете, в чем ваш козырь? Что в итоге поможет достичь желаемого результата?

- Думаю, наша сила в том, что в развитии туризма заинтересовано не только, собственно, Министерство по делам развития предпринимательства и туризма, но все органы исполнительной власти. Плюс представители бизнес-сообщества. Это очень важный аспект, ведь, по моему мнению, въездной туризм в Якутии не может стать массовым явлением, пока не будет хорошо развит туризм внутренний, то есть рассчитанный непосредственно на жителей республики. Только совместная работа, только системный и целенаправленный подход поможет достичь нам поставленных целей и задач. Это и называется стратегическим развитием индустрии туризма.

- На какой стадии, по вашим оценкам, вы сейчас находитесь?

- Первый этап реализации проекта уже завершен. Сейчас мы анализируем — что удалось сделать, а что нет. Второй этап стратегии заключается в развитии муниципалитетов, потому что каждый из них имеет потенциал. Под развитие крупных производств в улусах (районах — прим. авт.) строятся дороги, решаются вопросы по улучшению электроснабжения. Как следствие — происходит приток населения. Расстояния в Якутии большие, поэтому надо сделать так, чтобы люди могли путешествовать внутри региона. Существует десятки активностей, которые можно реализовывать на местах, исходя из возможностей каждого конкретного района. Вне зависимости от местности, это всегда только эксклюзивные факторы — будь то экстремальный сплав или земляничный тур. Недаром в связи с туристической отраслью у нас часто говорят о пяти «э», которые расшифровываются как «экстрим, эко, этно, эксклюзив и экзотика». Эти пять «китов», если хотите, и есть тот фундамент, на котором строится туризм в Якутии. За последние пять лет было разработано 66 новых маршрутов, которые мы активно субсидируем. Эта работа ведется и индивидуальными предпринимателями, и туристическими агентствами, и, конечно, министерствами и ведомствами республики. Таким образом, мы учим население отдыхать цивилизованно и одновременно с этим готовим местных жителей к въездному туризму, то есть к наплыву туристов извне.

- А вы не боитесь, что как только туризм станет массовым, то тот же Ысыах, например, потеряет свою самобытность? Что это будет отрепетированное действо, рассчитанное исключительно на туристов?

- Скажу только, что национальные традиции народа саха сильны настолько, что никакой наплыв не сможет на это повлиять. Судите сами: Ысыах в течение двух дней посещают около 165 тысяч жителей Якутии. Это не просто национальный праздник, это священное действо, очень глубокое и очень важное для каждого жителя Якутии. Олонхо (якутский национальный эпос — прим. авт.) является нематериальным наследием ЮНЕСКО, поэтому все, кто приезжает в республику, приобщаются к этой культуре. У жителей Якутии вообще есть одно удивительное свойство — они умеют обращать в свою культуру, в свою веру, я бы сказала. Начиная с самых далеких деревень и заканчивая республиканским уровнем — все это делается исключительно ради сохранения традиций, а не на показ. В этом нет ни грамма фальши. С другой стороны, при подготовке к празднику так или иначе происходит вклад в развитие инфраструктуры той территории, на которой он проводится. Строятся Дома Олонхо, стадионы для проведения массовых мероприятий. Исходя из всего этого, вывод напрашивается сам собой: мы просто «обречены» на то, чтобы сохранить наши традиции и культуру.

 

Автор: Екатерина Макаркова

 



Loading...