УФАС дал пресс-конференцию на тему «Третий антимонопольный пакет»
27 декабря 2011 г.
5 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал «третий антимонопольный пакет» законов, предложенный Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).
27 го декабря УФАС были озвучены основные нововведения третьего антимонопольного пакета
1. Изменилось понятие «хозяйствующего субъекта». Если ранее под данным определением понимался индивидуальный предприниматель, коммерческая и некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, то сейчас под понятие хозяйствующего субъекта подпадает и физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п.5 ст.4 Закона о защите конкуренции).
2. Введено понятие «картеля». Это соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к определенным последствиям, указанным в статье 11 Закона о защите конкуренции (ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции).
3. Разрешены соглашения и согласованные действия между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц. В новом антимонопольном законе прямо указано, что запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия не распространяются на хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц.
4. Введен дополнительный обязательный признак согласованных действий. Это обязательность присутствия публичного заявления одного из хозяйствующих субъектов о совершении действия.
5. Введены 2 новых способа реагирования антимонопольного органа на нарушения антимонопольного законодательства – предупреждение и предостережение. А) В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (ст. 39.1 Закона о защите конкуренции). Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона – навязывание контрагенту невыгодных условий договора, отказ либо уклонение от заключения договора. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении – не менее 10 дней. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. Б) В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Основанием для направления предостережения является публичное заявление должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Решение о направлении предостережения принимается руководителем антимонопольного органа.
6. Новое основание внеплановой проверки - обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
7. Ужесточены требования к содержанию заявлений граждан и юридических лиц о нарушении антимонопольного законодательства. Заявление должно содержать (ч.1 ст. 44 Закона о защите конкуренции): 1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица); 2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление; 3) описание нарушения антимонопольного законодательства; 4) существо требований, с которыми заявитель обращается; 5) перечень прилагаемых документов. К заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (ч.2 ст. 44 Закона о защите конкуренции). В случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления (ч.3 ст. 44 Закона о защите конкуренции).
8. Изменены нормы административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (ст. 14.31 КоАП РФ) Выделено два отдельных состава данного правонарушения: часть 1 ст. 14.31 КоАП РФ предусматривает ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции; часть 2 ст. 14.31 КоАП РФ – предусматривает ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, если результатом таких действий явилось или может явиться недопущение, ограничение или устранение конкуренции. В примечании к ст. 14.31 КоАП РФ приведены специальные отягчающие вину обстоятельства, различные от общих требований Кодекса: длительность совершения правонарушения (не менее года), причинение ущерба гражданам, организациями или государству в размере более 1 млн. руб. либо извлечение дохода в размере более 5 млн.руб., совершение правонарушения 2 и более лицами, входящими в группу лиц.
9. Изменены нормы административной ответственности за ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия (ст. 14.32 КоАП РФ) В примечании к ст. 14.32 КоАП РФ приведены специальные смягчающие вину обстоятельства, различные от общих требований Кодекса: лицо, совершившее данное правонарушение, не является организатором соглашений и согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них; лицо, совершившее правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им соглашения. В примечании к ст. 14.32 КоАП РФ приведены специальные отягчающие вину обстоятельства, различные от общих требований Кодекса: организация лицом соглашения или согласованных действий, принуждение лицом иных лиц к совершению данного правонарушения либо к продолжению в участии в соглашении или согласованных действиях.
10. Расширен перечень субъектов, на которых распространяются запреты, установленные статьей 15 Федерального закона «О защите конкуренции» Так, запрет на действия (бездействия), которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции будет распространятся не только на органы власти, и органы и организации, осуществляющие функции указанных органов, но и на организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
11. Расширены способы проведения закупок, на которые распространяются антимонопольные требования. Так, статья 17 Федерального закона «О защите конкуренции» будет распространятся не только на торги, как следует из действующей редакции закона, но и на запрос котировок цен на товары.
12. Добавлены основания, при наличии которых договоры в отношении государственного, муниципального имущества возможно заключить без проведения торгов: - в случае, если имущество является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения и если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество; - с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также лицу, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона. При этом для организатора торгов заключение предусмотренных настоящей частью договоров в этих случаях является обязательным;
13. Установлены основы порядка проведения торгов на право заключения договора в отношении государственного, муниципального имущества. Так, установлено, что извещение о проведении конкурса размещается не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Договор по результатам проведения торгов может быть заключен только через десять дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов. Установлена возможность заключения договора на новый срок без проведения торгов с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности.
14. Сокращен перечень финансовых услуг, для получения которых необходимо проводить открытые конкурсы и аукционы в соответствии со статьей 18 Федерального закона «О защите конкуренции». Взамен ранее установленных 11 видов финансовых услуг установлены: 1) привлечение денежных средств во вклады (депозиты); 2) открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам; 3) услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг; 4) доверительное управление ценными бумагами; 5) негосударственное пенсионное обеспечение. Из перечня лиц, на которых распространяются требования статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» исключены субъекты естественных монополий.
15. Введена статья 18.1., которым установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов. В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов.
16. установлены конкретные требования к жалобе: 1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона организатора торгов, оператора электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются; 2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса; 3) указание на обжалуемые торги, если размещение информации об обжалуемых торгах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена; 4) указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы; 5) перечень прилагаемых к жалобе документов.
В случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Антимонопольный орган рассматривает жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.
Выступали: 1. «О подписании 5 декабря 2011 года Президентом России Дмитрием Медведевым «третьего антимонопольного пакета» законов, предложенного Федеральной антимонопольной службой (ФАС России)», Ярыгина Ольга Александровна, заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного отдела Якутского УФАС России; 2. «О нововведениях в Закон о защите конкуренции, КоАП РФ», Трофимова Лена Петровна, заместитель начальника отдела антимонопольного законодательства; 3. «О статьях 15, 17, 17.1, 18, 18.1 Закона о защите конкуренции» Емельянова Людмила Валентиновна, главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля.