Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Законопроект содержит меры пресечения грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учета.
«Существенно расширен перечень нарушений, за которые будет грозить административное наказание, - отмечает Андрей Зуйков, управляющий партнер «Архитектура Права». - Это отражение мнимых и притворных объектов бухучета, ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных регистров бухучета, отсутствие первичных учетных документов и регистров бухучета, бухгалтерской отчетности или аудиторского заключения».
Предполагается, что ужесточение санкций поможет снизить количество случаев ведения «двойной бухгалтерии», отражения несуществующих расходов и пассивов с ложным указанием их источников; использования поддельных документов и фальсификацию бухгалтерской отчетности.
«Значимость бухгалтерского учета иногда недооценивается, - считает Андрей Зуйков. - В то время как именно по бухгалтерскому учету считаются некоторые налоги, например НДС и налог на имущество, на основе бухгалтерской отчетности принимаются решения о предоставлении кредитов, по ней оценивают акционеры деятельность своих компаний».
Предусмотренные статьей 15.11 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации наказания не являются эффективными. Штраф в 2-3 тысячи рублей слишком низкий, чтобы пресечь нарушения; состав административного правонарушения не включает нарушения в бухучете, которые могут стать инструментом сокрытия реального финансового положения, доходов и расходов организации, сокрытия других правонарушений, в том числе коррупционного характера; разница между нижним и верхним пределами штрафных санкций незначительна, а санкций за повторное правонарушение нет.
«Существующие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях санкции несоразмерно малы по сравнению с выгодами, которые может получить нарушитель», - считает Владимир Бражников, ведущий юрисконсульт Центра правового обслуживания.
Штрафы за нарушения, предусмотренные статей 15.11 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации, не пересматривались с начала ее действия, то есть с 1 июля 2002 года. Законопроектом предлагается увеличить размеры штрафов, установив их от 5 до 10 тыс. рублей. За повторное административное правонарушение законопроектом предлагается установить наказание в виде штрафа в размере от 10 до 20 тыс. рублей или дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.
Документ также увеличивает срок давности привлечения виновных в нарушении бухучета лиц к ответственности. Сейчас он составляет всего три месяца.
«Санкции применяются, как правило, по результатам выездных налоговых проверок, охватывающих двух-, трехлетний период деятельности организации, - говорит Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП». - Поскольку проверка производится за прошедшие годы, к моменту выявления нарушения и наложения на организацию штрафа заканчивается срок, в течение которого виновный может быть привлечен к ответственности».
Это делает статью 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях фактически не работающей. Законопроектом предлагается срок давности установить равным двум годам со дня совершения правонарушения.