Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
В новом варианте стратегии, который министерство должно внести в правительство до 1 октября, показатель будет снижен до 26 процентов. Предприниматели разочарованы новыми, хотя и более реалистичными целями и надеются на появление в стратегии акцента на обеспечение бизнеса финансовыми ресурсами.
Несколько участников рабочей группы по подготовке «Стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года», Минэкономразвития России на ее заседании 31 августа 2015 г. прислушалось к требованию перестать «плодить массивные документы». Ведомство потребовало от ответственного разработчика — РАНХиГС — сократить 200-страничный «черновик» до 40 страниц. Заместитель главы Минэкономразвития России Олег Фомичев, курирующий разработку документа, согласился, что стратегия должна носить прикладной характер — за базовый будет принят вариант в «выхолощенном» виде.
Работу над сокращением стратегии решено перевести в рабочие подгруппы, которые определят приоритеты.
«Они должны исходить из потребностей малого бизнеса. Ключевой вопрос — обеспечение финансовыми ресурсами. Необходимо более дешевое финансирование на более длительный срок — внедрение факторинговых схем и развитие гарантий и поручительств, микрофинансирование», — прокомментировал руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Иван Ефременков.
Говорят в рабочей группе и о поддержке экспорта: разбивку предприятий на «массовые» и «драйверы научно-технологического и инновационного развития» (их определения, впрочем, в стратеги нет) дополнят «экспортно ориентированными» предприятиями. Также среди предложений по сокращению документа впервые прозвучала идея «Деловой России» «отвязаться» от макроэкономических прогнозов Минэкономразвития России, поскольку «экономические предпосылки изменились» и упразднить из текста часть целей — в частности, показатели рейтинга «Doing Business», слабо связанные с малым бизнесом.
Эта группа предложений стала одним из главных разочарований. Так, в июле на первом заседании группы Минэкономразвития России называло целью удвоение доли малого бизнеса в ВВП с 21 % до 40 % — но к началу сентября показатель был снижен до 26,6 процентов.
«В министерстве просчитали экономическую модель, и получилось, что эта цель трудновыполнима. Нет понимания, за счет каких инструментов ее достигать. Поэтому и отказались», — прокомментировал участник рабочей группы.
«Если миссия малого бизнеса, как прописано в стратегии,— «стать локомотивом инновационного развития и улучшения структуры экономики, а также социального развития»,— то с такими целевыми показателями это практически невозможно. Даже если не менять систему господдержки, этот показатель и так будет достигнут. Получается, что стратегия пишется для отмашки», — говорит другой участник рабочей группы.
«Компенсировать» снижение показателя доли МСП в ВВП чиновники предполагают удвоением оборота малых и средних предприятий в 2,4 раза и ростом производительности труда в 1,9 раза к 2030 году — однако экономической модели, в которой это возможно, не приводят.
В Правительство Российской Федерации документ должен быть внесен до 1 октября 2015 года.