Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
С 2016 г. госкомпаниям может быть вменено в обязанность
закупать не менее 2% инновационной и высокотехнологической продукции в год от
суммы заключенных контрактов. А у малого и среднего бизнеса придется покупать
такой продукции не менее чем на 1% от суммы заключенных контрактов. Такие
поправки в закон о закупках госкомпаний опубликованы на regulation.gov.ru.
С 2018 г. нормы увеличатся до 5 и 2,5% соответственно,
говорится в документе. Это способ стимулировать спрос на высокотехнологическую
продукцию и дать новые возможности малому и среднему бизнесу, пояснил
представитель Минэкономразвития. Малый и средний бизнес получит доступ к
заказам госкомпаний, сможет развивать и внедрять свои технологии, уверен
федеральный чиновник. В 2014 г. «Газпром» заключил договоров на 817 млрд руб.,
«Роснефть» – на 1,4 трлн, РЖД – на 904,9 млрд руб.
Мало обязать госкомпании закупать инновационную
продукцию, уверен замдекана факультета инновационно-технологического бизнеса
Академии госслужбы Виктор Яшин, нужна продукция, пользующаяся спросом.
Сейчас госкомпании вкладывают в инновационные программы
около 16% выручки, говорится в исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ),
растет и финансирование таких проектов: с 2010 по 2013 г. с 172 млрд до 391
млрд руб. Выросло и соотношение расходов к выручке – с 1,5% в 2010 г. до 2% в
2013 г., но главным образом за счет бюджета. Всего 10 госкомпаний обеспечили
80% прироста внебюджетного финансирования. Вклад внебюджетных источников в
инновации вырос за три года всего на 0,2%.
Бюджетных средств все больше тратят космические
предприятия, для добывающих компаний такого вывода сделать нельзя, сообщает Михаил
Голанд из ВШЭ.
Бюджетных средств в выручке «Алросы» нет, уверяет ее
представитель: единственный покупатель за счет бюджета – Гохран, а он не
покупал алмазы «Алросы» с 2013 г., но инвестиции «Алросы» в программу инноваций
в 2014 г. – 2,7 млрд руб.
Согласно годовому отчету госкорпорации «Ростех», затраты
на инновационные исследования составили 77,3 млрд руб., из них внебюджетных
средств – 21,8 млрд руб. Программа инновационного развития «Газпрома»
финансируется только за счет компании, рассказал «Ведомостям» ее представитель.
Рост расходов не помогает госкомпаниям создавать
радикально инновационные проекты, отмечают авторы исследования: в основном
деньги идут на модернизацию производственных мощностей, а не на прорывные
технологии. К примеру, в 2013 г. компании транспортного сектора 15% выручки
направляли на покупку оборудования, связанного с инновациями, и только 1% – на
разработку инноваций. Стоимость инновационных товаров выросла с 2010 по 2013 г.
почти втрое – с 250 млрд до 736 млрд руб., но качество остается низким, пишет
ВШЭ: только 15% товаров полностью соответствуют требованиям и 23% – частично.
Из всех инновационных проектов только 1–2% отвечают
необходимым критериям, говорит Аркадий Пасерба из Академии госслужбы, главная
проблема – отсутствие нужного управления и правильного распределения ресурсов.
Ухудшение экономической ситуации усложняет инновационный
процесс: рост производительности труда несырьевых компаний замедлился с 10% в
2011 г. до 3% в 2013 г., пишет ВШЭ. Компаниям придется искать выходы на новые
рынки, в том числе импортозамещающей продукции, заключают авторы исследования.
В подготовке статьи участвовала Александра Терентьева