Информационные сайты:

ФРМП РС(Я)

Гид предпринимателя:

Календарь событий:

ЯНВАРЬ 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Правительство намерено сократить число электронных площадок для закупок госкомпаний

21 июля 2015 г.

Электронные площадки для закупок госкомпаний ждет реформа.

Законопроект № 821534-6, меняющий правила закупок для госкомпаний, – поправки в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» – внесен в Государственную Думу Российской Федерации. Правительство России планирует ввести единый формат закупок на электронных площадках.

Сейчас в России работает более 120 площадок, говорится в пояснительной записке, их трудно контролировать. Участникам закупок приходится проходить аккредитацию на множестве площадок, что, пишут авторы законопроекта, затрудняет доступ к закупкам малому и среднему бизнесу и создает предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков.

Авторы законопроекта указывают на неоднородность рынка электронных закупок. Осенью 2014 года Министерство экономического развития Российской Федерации проанализировало работу 65 наиболее крупных площадок и обнаружило, что 90 % закупок более чем на 5,4 трлн. руб. пришлось всего на 10 из них, среди операторов этих 10 площадок – «Центр развития экономики», «Российские железные дороги», «Единая электронная торговая площадка», «Фабрикант.ру», биржа «Санкт-Петербург», ЭТП, «Сбербанк-АСТ». Пять крупнейших площадок, по данным Минэкономразвития России, аффилированы с заказчиками, три подконтрольны юридическим лицам, зарегистрированным в иностранной юрисдикции.

Новый закон должен сформировать единую закупочную политику крупных холдинговых компаний, говорится в пояснительной записке, и урегулировать вопрос о количестве электронных площадок, что будет способствовать расширению доступа малых и средних предприятий к закупкам. Также законопроект даст право Правительству Российской Федерации определить долю закупок, которые заказчик обязан провести в электронной форме, от всех годовых закупок заказчика и порядок расчета этой доли.

Унификация закупочных процедур необходима, уверена начальница управления Федеральной антимонопольной службы Татьяна Демидова. В ФАС России поступают жалобы на проведение электронных торгов, но электронные площадки не объект контроля, говорит Демидова: они вне правового поля.

Против поправок выступили предприниматели: 120 площадок успешно конкурируют, писал президент РСПП Александр Шохин в мае 2015 г. первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Поправки, отмечал Шохин, не соответствуют международной практике, которая идет по пути саморегулирования и введения профессиональных стандартов. Не все инициативы улучшат, а не ухудшат положение малого и среднего бизнеса, писал и президент «Деловой России» Алексей Репик Шувалову. Предложения ограничивают конкуренцию электронных площадок, беспокоился бизнес-омбудсмен Борис Титов.

В Минэкономразвития России считают, что единые требования к электронным площадкам еще не означают сокращения их числа. Те площадки, которые им соответствуют, получат аккредитацию для работы по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Министерство экономического развития Российской Федерации саморегулирование площадок не поддерживает, так как институт саморегулирования в России зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Ситуацию со 120 электронными площадками назвать здоровой конкуренцией нельзя: многие площадки аффилированы с заказчиком, многие – однодневки, есть и иностранные лица, зарегистрированные в офшорах. Против законопроекта выступают в первую очередь владельцы электронных площадок. Министерство ссылается на международную практику: в США не более одной электронной площадки на штат, в Европейском союзе не у каждого государства есть площадка. Правда, аналогии с Западом лучше проводить по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку речь идет о госзакупках, а в России число таких электронных площадок уже ограничено.

Гендиректор «РТС-Тендера» Виктор Степанов полагает, что, если поправки примут, на рынке останутся только операторы площадок из топ-10.

«Укрупнение выгодно поставщикам услуг: крупные площадки, как правило, не требуют высокой абонентской платы или платы за контракт, они живут с гарантийного обеспечения», - заключает он. 

Источник: Ведомости


Loading...