Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Законопроект № 821534-6, меняющий правила закупок для госкомпаний, – поправки в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» – внесен в Государственную Думу Российской Федерации. Правительство России планирует ввести единый формат закупок на электронных площадках.
Сейчас в России работает более 120 площадок, говорится в пояснительной записке, их трудно контролировать. Участникам закупок приходится проходить аккредитацию на множестве площадок, что, пишут авторы законопроекта, затрудняет доступ к закупкам малому и среднему бизнесу и создает предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков.
Авторы законопроекта указывают на неоднородность рынка электронных закупок. Осенью 2014 года Министерство экономического развития Российской Федерации проанализировало работу 65 наиболее крупных площадок и обнаружило, что 90 % закупок более чем на 5,4 трлн. руб. пришлось всего на 10 из них, среди операторов этих 10 площадок – «Центр развития экономики», «Российские железные дороги», «Единая электронная торговая площадка», «Фабрикант.ру», биржа «Санкт-Петербург», ЭТП, «Сбербанк-АСТ». Пять крупнейших площадок, по данным Минэкономразвития России, аффилированы с заказчиками, три подконтрольны юридическим лицам, зарегистрированным в иностранной юрисдикции.
Новый закон должен сформировать единую закупочную политику крупных холдинговых компаний, говорится в пояснительной записке, и урегулировать вопрос о количестве электронных площадок, что будет способствовать расширению доступа малых и средних предприятий к закупкам. Также законопроект даст право Правительству Российской Федерации определить долю закупок, которые заказчик обязан провести в электронной форме, от всех годовых закупок заказчика и порядок расчета этой доли.
Унификация закупочных процедур необходима, уверена начальница управления Федеральной антимонопольной службы Татьяна Демидова. В ФАС России поступают жалобы на проведение электронных торгов, но электронные площадки не объект контроля, говорит Демидова: они вне правового поля.
Против поправок выступили предприниматели: 120 площадок успешно конкурируют, писал президент РСПП Александр Шохин в мае 2015 г. первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Поправки, отмечал Шохин, не соответствуют международной практике, которая идет по пути саморегулирования и введения профессиональных стандартов. Не все инициативы улучшат, а не ухудшат положение малого и среднего бизнеса, писал и президент «Деловой России» Алексей Репик Шувалову. Предложения ограничивают конкуренцию электронных площадок, беспокоился бизнес-омбудсмен Борис Титов.
В Минэкономразвития России считают, что единые требования к электронным площадкам еще не означают сокращения их числа. Те площадки, которые им соответствуют, получат аккредитацию для работы по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Министерство экономического развития Российской Федерации саморегулирование площадок не поддерживает, так как институт саморегулирования в России зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Ситуацию со 120 электронными площадками назвать здоровой конкуренцией нельзя: многие площадки аффилированы с заказчиком, многие – однодневки, есть и иностранные лица, зарегистрированные в офшорах. Против законопроекта выступают в первую очередь владельцы электронных площадок. Министерство ссылается на международную практику: в США не более одной электронной площадки на штат, в Европейском союзе не у каждого государства есть площадка. Правда, аналогии с Западом лучше проводить по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку речь идет о госзакупках, а в России число таких электронных площадок уже ограничено.
Гендиректор «РТС-Тендера» Виктор Степанов полагает, что, если поправки примут, на рынке останутся только операторы площадок из топ-10.
«Укрупнение выгодно поставщикам услуг: крупные площадки, как правило, не требуют высокой абонентской платы или платы за контракт, они живут с гарантийного обеспечения», - заключает он.