Законодательно закреплена возможность использования личного кабинета налогоплательщика в налоговых правоотношениях
26 мая 2015 г.
С 1 июля 2015 г. в Налоговом кодексе РФ закрепляется понятие личного кабинета налогоплательщика.
Им признается информационный ресурс, размещенный на официальном сайте ФНС России. В Налоговом кодексе РФ предусмотрены случаи, когда данный ресурс используется для реализации налогоплательщиком и инспекцией своих прав и обязанностей. В частности, с помощью личного кабинета могут быть осуществлены следующие действия:
- передача в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями сведений, в том числе о случаях участия в российских организациях (при прямой доле участия свыше 10 процентов), а также об открытии (закрытии) обособленных подразделений;
- направление инспекцией налогового уведомления. На основании данного уведомления физлица уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество;
- передача налогоплательщику требования об уплате налога;
- подача налогоплательщиком заявления о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, а также о возврате излишне взысканных сумм;
- подача налогоплательщиком декларации, а также расчета авансовых платежей по налогу или расчета по сбору;
- представление налогоплательщиком документов по требованию инспекции.
Порядок осуществления документооборота через личный кабинет налогоплательщика должна утвердить ФНС России.
Особенности передачи документов в налоговый орган и получения их от инспекции физлицами.
Чтобы получать документы от налоговых органов в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, физическое лицо направляет в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика. Обращаем внимание граждан, что использование личного кабинета в налоговых правоотношениях начинается с 1 июля 2015 года.
Если от налогоплательщика - физлица получено уведомление об использовании личного кабинета, то иными способами (на бумажном носителе или в электронной форме по ТКС) документы этому лицу не направляются до получения от него уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика. Физлица при передаче документов в инспекцию вправе использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись. Такие документы признаются равнозначными составленным на бумажном носителе и подписанным собственноручно. Однако это положение не распространяется на предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.
Информационные ресурсы "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" и "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" уже функционируют на сайте ФНС России. В частности, для организаций данный ресурс введен в промышленную эксплуатацию Приказом ФНС России от 14.01.2014 N ММВ-7-6/8@.