Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Они просят четко указать допустимое количество плановых проверок и поводы для проведения внеплановых. Значимые нормы предлагается прописать в новом законе, поскольку «в России действуют только законы с прямыми нормами».
Проект обнародованного Министерством 15 апреля законопроекта обсуждался 19 мая в Правительстве на заседании подкомиссии по совершенствованию контроля и надзора, которая создана в рамках комиссии по административной реформе. Ряд предстоящих изменений заместитель главы Минэкономразвития России Олег Фомичев уже огласил. Это «включение граждан в сферу действия проекта по отдельным областям контроля, где по факту он осуществляется: при жилищном надзоре, пожарном» и в других случаях, когда на них можно распространить «процессуальную защиту их прав при проведении» контрольных мероприятий. В ведомстве считают, что все-таки должен существовать нижний предел количества проверок, чтобы контрольные органы не могли полностью по своему усмотрению перераспределять ресурсы.
В целом же предусмотренный проектом «риск-ориентированный подход» к проверкам (заключается в уходе от недифференцированной шкалы проверок всех субъектов один раз в три года вне зависимости от их индивидуальных характеристик) приветствовали и предприниматели, и контролеры. Роструд в своем письме указал на то, что «при ограниченности ресурсов обеспечить проведение с установленной периодичностью сплошной проверки всех предприятий и организаций в России не представляется возможным». У ведомства 8 млн. субъектов контроля, в отношении которых могут осуществляться контрольные мероприятия, но «проверками охвачено только 1,6%».
Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП) в своем заключении назвала «своевременным и оправданным подход, предполагающий отмену плановых проверок в отношении наименее опасных объектов контроля» в условиях «реализации антикризисных мер». Но проект закона, считает ТПП, «требует дополнительной доработки». Плановым проверкам в законе должна быть четко установлена периодичность в зависимости от категории риска, к которой отнесен субъект контроля,— отсутствие такой нормы «на практике может позволить органам контроля определять периодичность произвольно». Необходимо, следует из заключения, скорректировать и основания для внеплановых проверок субъектов контроля, поскольку поводом для них может стать даже «обнаружение определенного риска причинения вреда». В ТПП называют формулировку неопределенной, позволяющей проверяющим органам «проводить внеплановые проверки на свое усмотрение».
Управляющий директор Российского союза промышленников и производителей по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин увидел опасность в том, что многие нормы только после принятия базового закона предполагается прописать в отраслевых законах или подзаконных актах. Пока же «мы не сможем однозначно сказать, опасно это для бизнеса или не опасно», - отметил он.
«Я бы сосредоточился на том, чтобы максимальное количество отраслевых положений записать в качестве отраслевых норм в проекте этого закона»,— заявил гендиректор ЗАО «Композит» Леонид Меламед, пояснив, что «в России действуют только законы с прямыми нормами». Заявил он и о необходимости прописать правила «переходного периода» введения закона в силу. «Пока не убедимся, что новый закон работает, должен продолжить работу и закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», гарантирующий им защиту при проведении проверок», - пояснил первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин.
До 10 июня законопроект должен быть внесен Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации, а до 1 сентября — в Государственную Думу. «Для доработки проекта времени осталось не много», - заключил председатель подкомиссии Министр Михаил Абызов. Он рекомендовал министерству до 1 июня уточнить ряд положений проекта, в том числе обеспечить «сохранение инструментов защиты прав хозяйствующих субъектов», предусмотреть «механизм изменения категории риска», от которых зависит интенсивность проверок субъекта контроля.