Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Член «Единой России» Рафаэль Марданшин вносит в нижнюю палату поправки к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), которые освободят юридических лиц, добровольно сообщивших о взятке должностным лицам, от штрафов (их размер может в сто раз превышать сумму взятки). Поправки Марданшина поддерживают коллеги из «Единой России» и представители аппарата уполномоченного по правам предпринимателей в Российской Федерации.
Изначально с идеей внести поправки в ст. 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) выступили члены рабочей группы по противодействию коррупции при Уполномоченном по правам предпринимателей Москвы. Сейчас, если физическое лицо добровольно сообщает в правоохранительные органы о даче взятки, согласно ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации (дача взятки), оно автоматически освобождается от уголовной ответственности. В отношении юридических лиц такого правового механизма нет.
«Мы проанализировали правоприменительную практику и учли жалобы предпринимателей: выходило, что согласно ст. 19.28 КоАП даже если юридическое лицо добровольно обратилось в правоохранительные органы с заявлением о незаконном вознаграждении или, проще говоря, о взятке, прокуратура все равно выходит в суд с ходатайством о штрафе в отношении взяткодателя. Это, естественно, не может стимулировать предпринимателей заявлять о коррупции»,— пояснил председатель рабочей группы при Уполномоченном по правам предпринимателей в Москве Владимир Осечкин. По его словам, юридические лица в Российской Федерации, таким образом, законодательно слабее защищены, нежели физические.
Идею освободить предпринимателей от необходимости уплачивать штраф после заявления о взятке поддержал член комитета Госдумы по законодательству Рафаэль Марданшин. Он намерен до конца этой недели внести в Госдуму поправки к ст. 19.28 КоАП, согласно которым юридическое лицо должно освобождаться от штрафа, если компания сообщила в правоохранительные органы о взятке и принимала участие в расследовании правонарушения. «На мой взгляд, пробел в законодательстве существенный, и его нужно устранять,— заявил Рафаэль Марданшин.— Точной статистикой по административным делам я пока не обладаю, но многие из моих знакомых в личных беседах признавались, что не заявляют о взятках именно потому, что могут сами же из-за этого пострадать».
Ст. 19.28 КоАП была введена в законодательство в декабре 2008 года, после присоединения России к Конвенции ООН по противодействию коррупции. Незаконное вознаграждение (как деньгами, так и ценными бумагами, имуществом, услугами и т. д.), предложение или обещание о вознаграждении чиновнику либо руководителю коммерческой организации, а также иностранному должностному лицу влечет штраф в размере трехкратной суммы взятки. Если речь идет о незаконном материальном вознаграждение в крупном размере, штраф достигает десятикратной величины взятки, в особо крупном размере — стократной.
Минимальный размер штрафа сейчас составляет 1 млн. рублей. В случае если сумма взятки составила более 20 млн. руб., штраф может составить до 2 млрд. руб. Прокурор после вынесения обвинительного приговора обязан направить в отношении взяткодателя материалы в мировой суд о наложении такого наказания.
«Эта инициатива перспективна, по ней можно работать»,— обрисовал перспективы принятия поправок глава комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
Поддерживают освобождение от штрафов для юридических лиц и в аппарате Уполномоченного по правам предпринимателей в Российской Федерации Бориса Титова. «Освобождение от административной ответственности при условии добровольного заявления о взятке полезно,— заявил руководитель юридической службы аппарата омбудсмена Алексей Рябов.— Можно пойти и по пути, который предлагал омбудсмен: учитывать при определении штрафов имущественное положение субъекта предпринимательской деятельности. То есть с крупного бизнеса брать крупные штрафы, а с малого и среднего, соответственно, малые и средние штрафы».