Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Впервые просчитанный в третьем квартале 2014 года индекс бизнес-активности в сегменте микро-, малых и средних предприятий сразу показал сжатие этого сегмента рынка. Тем не менее, по ряду показателей предприниматели демонстрировали оптимизм, надеясь улучшить к концу года продажи, прибыль и клиентскую базу. Эти ожидания не сбылись, резюмируют аналитики по итогам второй волны исследования. Результаты, полученные на основе опроса 2000 компаний в 19 регионах, отражают мнение российских предпринимателей в целом, а также в разрезе отраслей, размера бизнеса и отдельных регионов. Значение индекса выше 50 пунктов интерпретируется как рост деловой активности, ниже – как снижение. Если в третьем квартале показатель индекса был на грани этого водораздела с показателем 49,7, то в четвертом квартале 2014 года он снизился до 39,8 пунктов. «Темпы деловой активности в сегменте малого и среднего бизнеса заметно падают, этому способствует целый набор факторов, среди которых неопределенность в экономике, санкции, валютные колебания, рост ставок», – комментирует зампред правления Промсвязьбанка Константин Басманов. В последнем квартале прошлого года снижение продемонстрировали почти все компоненты: бизнес-ожидания, продажи, прибыль, доступность финансирования, готовность к инвестициям. Существенного падения не было только в кадровой составляющей. «Тем не менее, если в третьем квартале 2014 года предприниматели были оптимистичны в части своих возможностей увеличивать персонал и оплату труда, то в четвертом этого не произошло и не планируется в первом квартале 2015 года», – говорится в материалах исследования.
Антикризисный опрос «ОПОРЫ России», опубликованный на этой неделе, свидетельствует, что от правительства бизнес спасения не ждет: 65% предпринимателей оценивают эффект от антикризисных мер федерального правительства как нулевой, а четверть даже считает его отрицательным. Наиболее эффективными мерами предприниматели считают неповышение тарифов, отсрочку налогов, кредитование малого бизнеса, снижение административного давления, повышение доступности государственного и муниципального заказа