Информационные сайты:

ФРМП РС(Я)

Гид предпринимателя:

Календарь событий:

ЯНВАРЬ 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

Якутия туристическая: опыт соседа

29 августа 2013 г.

Развивая туризм, власти республики активно подключают внешних экспертов и перенимают практику успешных и раскрученных дестинаций

Республика Саха (Якутия) считается одной из самых активных и прогрессивных дальневосточных территорий в плане развития туризма. Это признает и Федеральное агентство по туризму. VI Всероссийский фестиваль массовых коммуникаций «Дни PR в Якутии-2013» подтвердил это в очередной раз.

Когда власти не все равно

Во многом успех Якутии обусловлен искренней заинтересованностью местных властей превратить туризм в точку роста. «Это экономическая категория и, помимо имиджевой составляющей, при грамотном использовании, может приносить неплохие деньги, создавать новые рабочие места, причем не только в столице республики, но и в небольших населенных пунктах, вовлекая в работу местное население. И мы готовы вкладывать в туризм длинные деньги, поскольку понимаем, что отдача мгновенной не будет», - говорит вице-президент Республики Саха (Якутия) Дмитрий Глушко.

Официально туризм здесь отнесен к министерству по делам предпринимательства и развития туризма, но остальные ведомства активно поддерживают эту сферу. В частности, данный фестиваль вместе с промо-туром «Туристский форсайт: Якутия-2013» был организован сразу четырьмя министерствами - по делам предпринимательства и развития туризма, по федеративным отношениям и внешним связям, охраны природы, культуры и духовного развития. Оператором выступило  коммуникационное агентство АГТ.

Мне доводилось бывать на разных мероприятиях, посвященных туризму, и зачастую присутствие чиновников было чисто номинальным, а выступления сводились к унылому зачитыванию цифр по бумажке. Здесь было все иначе. Представители правительства были вовлечены в живой диалог. Первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Михаил Куликов и заместитель министра по делам предпринимательства и развитию туризма Лена Курбаналиева тесно общались с участниками на протяжении всего форсайта. Первый вице-президент Дмитрий Глушко и министр по делам предпринимательства и развития туризма Екатерина Кормилицына также нашли время для того, чтобы не просто поприсутствовать, а поработать на фестивале. И надо было видеть, насколько искренне все они были вовлечены в процесс. Никаких официальных барьеров между властью и участниками фестиваля не было. И это не только мое наблюдение.

«Я не знаю другого примера столь открытой, готовой слушать и слышать региональной власти, - отмечает директор по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ, ответственный секретарь комитета РАСО по региональному развитию Владислав Шулаев. - В области туризма Якутия находится в начале своего пути, но она это делает системно и грамотно, выделяясь не только на дальневосточном, но и на российском рынке, получая награды на отраслевых конкурсах, а главное, увеличивая поток туристов».

 Истина - в спорах

Для того чтобы сделать круглые столы более продуктивными, а диалоги - конструктивными, в состав участников включили зарубежных экспертов, известных российских пиарщиков, журналистов, блогеров и представителей турбизнеса.

Советник мэрии Барселоны, международный консультант в сфере имиджа территорий Хуан Карлос Беллозо и консультант по туризму и разработке стратегий маркетинга территорий Манолис Псаррос поделились европейским опытом в построении стратегии маркетинга территорий, планировании дестинаций для устойчивого экономического роста и рассказали о глобальных трендах в туризме и путешествиях.

Представитель Американской ассоциации по связям с общественностью Сергей Самойленко (США) призвал активнее привлекать к продвижению территории молодежь, рассказав об опыте штата Канзас. В свое время там были потрачены огромные средства на рекламную кампанию «Канзас - больше, чем ты думаешь», что, впрочем, не дало ощутимого результата. После того, как мощное торнадо принесло массу разрушений, студенты одного из университетов штата решили провести социальную акцию, предложив каждому американцу прислать ненужные джинсовые изделия. Как оказалось, деним - отличный изоляционный материал, который можно использовать при строительстве новых домов. Смысл кампании заключался в том, что таким образом каждый человек мог оставить частицу своего сердца в Канзасе, получив взамен памятный сертификат. И это сработало. Американцы поучаствовали в реальном строительстве, а два десятка студентов всего за три недели смогли вдвое поднять узнаваемость бренда.

Член Общественной палаты Андрей И выразил мнение о том, что в первую очередь надо работать над внутренним имиджем республики: «Тратить деньги на внешний имидж - маниловщина. К тому же людям, которые уезжают из Якутии, наплевать на то, что думают о республике где-нибудь в Нигерии или Бразилии. Они уезжают, потому что не чувствуют привязанности к месту, в котором живут, не гордятся своей землей. И наши программы, в т.ч. «Искатели Якутии», направлены на то, чтобы изменить это положение. Кроме того, надо поддерживать энтузиастов, пытающихся своими силами и на собственные средства развивать внутренний туризм».

Предложений и споров было много. Важно, что мероприятие не было формальным. Все три дня деловой программы прошли в горячих дискуссиях.

Нужны проекты-драйверы

«Я и сам до переезда в Якутию не знал о ней ничего, кроме того, что здесь низкие температуры и 0,5 человека на квадратный километр территории, - признается первый заместитель министра по федеративным отношениям и внешним связям Михаил Куликов. - Но республика значима не площадью, а событиями, которые в ней происходят. Два года назад мы провели опрос россиян, попытавшись выяснить, как они относятся к Якутии. «Скорее положительно» - сказали более 30%, «затрудняюсь ответить, никогда не думал об этом» - 38%. В 2012 году ответы были уже другими: 60% и 5,1% соответственно. Уверен, этому способствовали «Дети Азии», Ысыах, «Полюс холода», Дни Якутии в Москве. Надо продолжать развивать событийный туризм».

«Когда вы делаете подобный сравнительный анализ, это ничего не значит: cебя с самим собой сравнивать не стоит, - возражает генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг», профессор Александр Чумиков. - Большинство из опрошенных не были и не побывают в тех местах, о которых их спрашивают (и это касается любых регионов). Их ответы строятся на виртуальном восприятии территорий. А значит, надо заинтересовать россиян на виртуальном уровне. Недавно закончился первый этап голосования по проекту «10 чудес России-2013». Так вот, около 900 тыс. голосов, определивших лидера, было отдано за… мечеть имени Кадырова - новодельную, открытую в 2010 году. Безусловно, это результат организованной кампании, как и у вышедших на второе место башен «Вовнушки» в Ингушетии (более 600 тыс. проголосовавших). При этом у якутского «Полюса холода» - 45 тыс. голосов, у Института мерзлотоведения - 9 тыс. Вот так виртуальная реальность формирует реальный имидж».

«Недостаточно активное продвижение характерно для всех дальневосточных территорий, - продолжает Владислав Шулаев. - И Якутии, и остальным субъектам региона нужна коммуникационная инфраструктура: свежие путеводители с информативным контентом, подробный ежегодный событийный календарь, интернет-портал с хорошей посещаемостью (100 человек в день - не показатель для республики, претендующей на глобальное продвижение). А главное, нужны проекты-драйверы, которые будут локомотивом отрасли, такие как Ысыах и «Дети Азии».

А для того чтобы понять, есть ли разница в восприятии республики ее жителями и приезжими гостями, провели деловую игру. Кстати, одним из неожиданных для хозяев результатов оказалось включение гостями в список преимуществ Якутии такого параметра, как «очень красивые женщины Республики Саха». И это правда. Во время посещения самого зрелищного и массового в республике праздника - Ысыаха - участники «туристского форсайта» наглядно в этом убедились.

Резолюция международной научно-практической конференции в рамках фестиваля оказалась очень содержательной, с конкретными рекомендациями по организации рекламного и PR-сопровождения якутского национального кинематографа, развитию научного туризма с целью привлечения внимания к истории заселения Якутии, сохранению фольклора, традиций, уклада жизни и обычаев коренного населения и переселенцев, формированию единого координационного информ центра, консолидирующего все информационные туристские и имиджевые ресурсы для взаимодействия всех субъектов туристского рынка Якутии, и т.д.

«Взгляд со стороны очень полезен, и спасибо всем участникам фестиваля за советы и рекомендации, вы помогли нам посмотреть на Якутию глазами потенциального туриста и скорректировать стратегию продвижения.  Имея эксклюзивный туристский потенциал, мы нуждаемся в опыте тех дестинаций, что уже подобрали ключ к сердцу туриста. Работы предстоит много - улучшить сервис, подготовить кадры, собрать инфраструктуру. Главное, с вашей помощью мы движемся в верном направлении»,- резюмировала Екатерина Кормилицына.

Татьяна Сушенцова, Газета «Золотой Рог», Владивосток.



Loading...